Блог Алины Токаревой

Организационные/ бизнес расстановки

Организационные и бизнес системы непрерывно сталкиваются с вызовами динамично меняющейся среды в рамках, которой они ежедневно осуществляют свою деятельность: турбулентность рынков, активность конкурентов, новые технологии, автоматизация и цифровизация, кадровый голод, геополитические факторы и т.д..

Кроме этого, так как организации представляют собой сложные системы, состоящие из множества элементов, то внутри компании тоже есть большое поле для возникновения напряжений, конфликтов (людей, культур, амбиций, функций) и нарушений взаимодействия, которые существенно снижают ее эффективность и продуктивность. Среди внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность бизнеса, можно выделить явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные). К первой категории относятся следующие аспекты: делегирование задач и ответственности, управление ключевыми показателями эффективности, корпоративная культура, обучение недостающим навыкам и многие другие. Неявные/имплицитные факторы: организационная культура (неосознаваемые правила и привычки, принятые в организации), глубинные ценности, заложенные собственниками на бессознательном уровне, глубинные паттерны мышления и поведения и т.д..

Современный менеджмент обладает большим портфелем технологий и инструментов управления явными факторами, тогда как для эффективной работы с имплицитным долго не было специальных подходов и методов, руководителям приходилось справляться интуитивно, затрачивая огромное количество персональных ресурсов и времени, которое зачастую для бизнеса имеет критически важное значение.

Лучшим и максимально эффективным в работе с неявными, неочевидными, скрытыми факторами, оказывающими ключевое влияние на бизнес-системы стал метод организационных расстановок, разработаный Гунтхардом Вебером на базе метода семейной расстановки Берта Хеллингера (1989 год является официальной датой начала использования метода системных расстановок на предприятиях).

Организационная расстановка представляет собой специальный вид системной работы, предназначенный для диагностики, исследования и поиска решений в разных социальных системах. Уникальность данного метода состоит в способности проявлять и показывать основные, часто скрытые или неосознаваемые правила, существующие в каждой конкретной организационной системе. Организационная расстановка позволяет увидеть и осознать, как на самом деле функционируют организации на каждом из уровней, какие в них есть ограничения и ресурсы и как люди в этих организациях могут раскрыться и преуспеть, повысив тем самым эффективность бизнеса.

За более чем 30летный период активного применения метода расстановок для решения задач бизнеса, данный метод не только подтвердил свою эффективность, но и позволил многим компаниям создать поистине впечатляющие результаты (Автомобильные концерны: Mercedes, ВМW, Системы государственного управления и здравоохранения Нидерландов, телекоммуникационные компании и многие другие).

Варианты использования организационных расстановок, как:

  • диагностический инструмент:

Организационные расстановки могут быть полезны для прояснения таких вопросов, как: «Что происходит в данной ситуации, организации или системе, например, во взаимодействие с рыком/поставщиками/ключевым бизнес-заказчиком?».

  • инструмент для дизайна или при создании возможного сценария:

В расстановке можно проверить различные возможности, или альтернативные варианты развития организации, ее филиала или департамента. (Например: «Что произойдет, если данный филиал возьмет под контроль свои собственные дела? При этом клиенты будут чувствовать себя лучше или хуже? Как клиенты отреагируют на логотип А и логотип В? Что будет с коллективом, задачами бизнес-подразделения, кросс-функциональным взаимодействием если мы выберем кандидата А, В или С?»)

  • инструмент для изменений:

Расстановка способствует развитию организации. Например, результатом проведения расстановки может стать создание другой организационной структуры, где все менеджеры чувствуют себя на своих местах и могут гармонично работать вместе, создавая лучшие бизнес-результаты.
Вопросы, на которые организационные расстановки могут дать ответы:

  • Обнаружение и анализ «проблемных мест» в структуре. Примеры:
  • Отдел перегружен огромным количеством работы при небольшом числе людей;
  • Неясность организационных структур, нечетко определены границы задач и ответственности между ролями и должностями;
  • Недостаточность или неэффективность координационных и коммуникационных структур.
  • Вопросы о руководстве. Примеры:
  • Как организация может стать более результативной;
  • Как лучше структурировать команду менеджеров, сотрудников подразделений;
  • Руководство больше сосредоточено на внутренних или внешних вопросах компании (больше инвестирует в развитие внутренний культуры и мало заботится о развитии представленности на рынке или наоборот).
  • Вопросы о лидерстве:

Как найти свое место в организации и синхронизировать свой персональный стиль лидерства с особенностями текущей компании, чтобы продвигать бизнес в целом;

Понять, как на самом деле распределено лидерство в коллективе, кто влияет наибольшим образом и как это влияние отражается на коллективе

  • Конфликты в том числе потенциальные;
  • Модели поведения, приводящие к ненужному давлению в организации, такие как:
  • Недостаток уважения;
  • Формирование коалиций и территориальных групп;
  • Отсутствие разделения между работой и личными делами;
  • Высокомерное поведение, непокорность;
  • Незанятые места и нераспределенные обязанности;
  • «Белая ворона»;
  • Большая текучесть кадров;
  • Переориентирование организации на достижение цели и реалистичные стратегии;
  • Слияние организаций или руководства;
  • Вопросы, касающиеся того, кто должен быть преемником в бизнесе, в том числе и семейном;
  • Исследование собственного места в организации.
  • Вопросы для консультантов:
  • Что происходит в организации, с которой я работаю?
  • Какое место в организации я могу занимать?
  • Насколько я сам попал в ловушку организации?
  • Вопросы о принятии решений: Мне лучше уйти или остаться? Принимаем ли мы вызов или не реагируем на него? Кто из претендентов лучше всего подойдет на открытую позицию? Нужно ли брать человека на это место? Когда мы заботимся о хорошей атмосфере на рабочем месте: где не хватает поддержке человек или команде? Как предотвратить выгорание?
  • Вопросы, связанные с маркетингом, продукцией и отношениями с клиентами.
  • Вопросы, касающиеся карьеры.